Независимым режиссёрам бывает очень сложно найти площадку даже для самого гениального детского спектакля. Не бегать же всю жизнь по школам и детским садам, показывая камерные постановки в совершенно не приспособленных для этого актовых залах? Но один верный способ получить поддержку всё же есть. Для этого нужно немного поблуждать среди переулков в районе метро Арбатская, набрести на спрятавшийся в арке жилого дома скромный подъезд с неприметной табличкой «Открытая сцена» и скромно попросить там небольшой грант и помощь с площадкой. Возможно, Вам не откажут. Именно так когда-то поступил теперь уже прописавшийся на Поварской, 20 режиссёр Юрий Алесин. О настоящем и будущем детского театра на «Открытой сцене» специально для «Карабаса» он поговорил с продюсером проекта Евгением Худяковым. 

Проект "Открытая сцена"

— Как так получилось, что детская программа «Открытой сцены» оказалась более насыщенной, чем взрослая?

— Когда наша команда пришла в «Открытую сцену», первым шагом была реализация проекта «Театр в школу». В рамках этой программы 11 детских театров показали 40 спектаклей для детей в 20 летних лагерях при московских школах ЮАО г. Москвы. Тогда мы увидели замечательные спектакли, многие из которых просто не имели постоянной сценической площадки. Наиболее интересным режиссёрам мы и предложили сотрудничество. Тем не менее, я не могу сказать, что наша детская программа более насыщенная, чем взрослая. У «Открытой сцены», помимо детских спектаклей, ещё 4 направления: хореографическое, экспериментальное, драматическое и музыкальное. В каждом из них происходит много интересного.

— Расскажите вкратце о ваших детских проектах.

— Мы сотрудничаем с самыми разными режиссёрами и творческими коллективами и стараемся формировать свою программу таким образом, чтобы в ней были спектакли для зрителей самого разного возраста: от малышей 2-х лет и до учащихся старшей школы. Нашими партнёрами являются театр «СНАРК», «Творческое объединение 9», режиссёры Арсений Эпельбаум, Ольга Зейгер, Руслан Вольфсон, Сергей Захарин.

— Стараетесь ли вы поддерживать какие-то тенденции или вы открыты для всех? Опишите идеального для вас резидента.

— Деятельность «Открытой сцены» основана на двух важных составляющих. Первая – реализация проектов в рамках одноимённого гранта. В таком случае тенденции определяем не мы, а экспертный совет Департамента культуры г. Москвы. Они оценивают проекты и поддерживают те идеи, которые кажутся им наиболее актуальными и творчески обоснованными. Вторая составляющая нашей деятельности – реализация программ, придуманных в стенах дирекции. Это могут быть и фестивали в отдалённых районах города, и творческие лаборатории, и создание спектаклей, предназначенных для разного рода нетеатральных пространств. В таком случае мы уже ориентируемся на собственный вкус. На мой взгляд, основная тенденция «Открытой сцены» – привлечение к театру внимания тех зрителей, которые в него по каким-то причинам не ходят или ходят редко. Их очень много. Придумывая всякие необычные форматы, нам удаётся чуть-чуть расшевелить таких людей, вызвать их интерес к искусству.

— Готовы ли вы сотрудничать с непрофессионалами?

— Работа с непрофессионалами связана с повышенной степенью риска. Так что всё зависит от идеи. Бывают среди них и такие, ради которых стоит рискнуть. В своё время, например, гранты «Открытой сцены» были предоставлены художникам Андрею Бартеневу и Дмитрию Крымову. Они на тот момент не имели никакого опыта театральных постановок, однако их проекты были признаны экспертным советом интересными. Безусловно, тут сыграла свою роль и их репутация, но для того, чтобы сотрудничать с нами, совершенно не обязательно быть известным. Мы открыты к общению со всеми. Нужно только понимать, что у нас достаточно мало сотрудников, поэтому занимаемся мы в первую очередь тем, что нам интересно по творческим и экономическим причинам.

— Не чувствуете себя таким проходным двором или обслугой капризных творцов?

— Не чувствуем. Со всеми творцами во время выпуска проекта могут возникать какие-то проблемы и трения, но всё решаемо. Наша задача – обеспечить режиссёрам наиболее комфортный рабочий процесс, а спектаклям, которые они создадут, – дальнейшую насыщенную жизнь.

— Какие ваши ближайшие проекты?

— Самые ближайшие планы – провести с 4 по 9 ноября “Осенние каникулы на «Открытой сцене»”. Для этого мы собрали лучшие, на наш взгляд, детские спектакли Москвы. В декабре планируется выпуск молодёжного спектакля «Шекспир. Призраки и ведьмы». Так же в декабре продолжатся показы спектакля режиссёра Арсения Эпельбаума «Академия театрального зрителя». В этом спектакле рассказывается о том, какие бывают театральные жанры, как их воспринимать и за что можно любить театр. А в конце декабря мы устраиваем новогодние представления, например, теневой спектакль «Щелкунчик», после которого всех ждет путешествие в сказочный город Конфетенбург, где состоится чаепитие с разными сладостями.

— Есть ли что-то, что вы считаете своей гордостью?

— Поводом для гордости будет, если удастся реализовать в полном объёме все планы, которые наша команда для себя наметила. Следите за нашей афишей и приходите на спектакли!

Юрий АЛЕСИН

Об авторе >
Все статьи Юрия >

Фото: Юрий Алесин