Этим интервью «Карабас» поздравляет с Днём Рождения одного из своих создателей, Юрия Алесина. Художественный руководитель театра «СНАРК», драматург и постановщик более полутора десятков детских спектаклей по всей России ответил на вопросы Александры Солдатовой о детском театре и о нелёгкой доле безумцев, решивших посвятить ему жизнь.

Побег из космоса— Мы встречаемся сегодня в Театре имени Евг. Вахтангова на студенческом спектакле «Кот в сапогах». Вообще часто вижу тебя, в отличие от многих режиссёров, в зрительном зале. Черпаешь тут вдохновение?

— Ну, когда вдохновение, когда просто информацию какую-то. Хочется знать, чем занимаются твои коллеги, в каком направлении двигаются и как это воспринимает зал. Вот, например, этот «Кот в сапогах» — жесть полнейшая, а зритель доволен. Кто-то даже воскликнул: «Как современно!». Это говорит о том, что зритель у нас не избалован качественными постановками, особенно на большой сцене. Детей в театр водят бабушки, воспитанные на этой ужасной тюзятине. Пока молодая режиссура не придёт в сферу театра для детей, это будет продолжаться.

— А что тебя, как молодого режиссёра, вдохновляет на спектакли?

— Вдохновение ко мне приходит ровно два раза в год: сначала на фестивале «Гаврош», а потом на фестивале «Большая перемена». Я смотрю на эти маленькие европейские рукотворные театрики и завидую, возможно, какой-то зелёной завистью.

Муми-Троль и шляпа Волшебника— Твой театр «СНАРК» ориентируется на европейский формат камерного театра для всей семьи. А есть ли что-то, что ты считаешь только своим открытием?

— Да куда там! Все уже давно придумано. Я в этом плане не обольщаюсь. В какой-то момент мне казалось, что я открыл брехтовскую манеру игры как наиболее подходящую для детского театра, но потом увидел несколько спектаклей других режиссёров «а-ля Брехт» и успокоился.

— Но не всё же так безысходно! Как-никак, твои спектакли очень отличаются от того, что зрители могут видеть в российских ТЮЗах, особенно в провинции. Расскажи, пожалуйста, о своей работе за пределами Москвы.

— Тюмень, Томск, Калининград, Барнаул, Самара, Саратов, Прокопьевск, Киров, Ярославль — так сейчас многие режиссёры путешествуют благодаря лабораториям Олега Лоевского. Я езжу, потому что люблю работать на большой сцене, и основная область поиска она, конечно, там. На большой сцене работать тяжелее и интереснее, но сейчас театры так прессуют местные чиновники, что очень сложно протащить действительно актуальный материал. Все хотят «актуализацию классики», а современных историй боятся. Хотя с классикой тоже очень весело. Мы с Натальей Ворожбит совсем недавно написали свою версию «Щелкунчика», и это было очень интересно. Изменили финал полностью. Спектакль сейчас идёт в Кирове в Театре на Спасской.

Щелкунчик— А как, например, пришла в голову идея поставить в томском ТЮЗе «Планету «Лысину»?

— Историю о крошечных инопланетянах, которые потерпели крушение на лысине водителя автобуса, мы придумали вместе с женой и хотели сделать её в «СНАРКЕ». Но денег на самостоятельный спектакль у нас не было, и тогда я стал думать о том, что нужно искать другие варианты. Я рассказал историю Илье Ротенбергу (худ. рук. томского ТЮЗа — А. С.), и он предложил поставить её у себя. Это будет уникальный для России спектакль, для самых маленьких детей, без слов, сделанный на стыке мультипликации, пантомимы и кукольного театра.

— Твои спектакли обычно весёлые и жизнерадостные — никогда не думал сделать грустный спектакль для детей?

— Ну, не все жизнерадостные. Я в последнее время замечаю, что мне как раз грустные сказки больше стали нравиться. Ведь чтобы «поржать», у детей «телек» есть или «комп», а вот чтобы проникнуться чем-то по-настоящему — такие задачи ближе театру. В общем — да. Скоро сделаю такой спектакль, что все обрыдаются.

Щелкунчик— Я знаю, что ты очень любишь работать с современной детской драматургией — где её отслеживаешь?

— Конкурсы, читки всякие. Но я сейчас в основном прозу читаю зарубежную. Совсем недавно открыл для себя Анни Шмидт. Мега крутая детская писательница. Она ровесница Янссон и Линдгрен, но почему-то менее известная.

— Знаешь уже, что станет основой для следующей постановки?

— Сочинённая мною и артистами история про ветер. У спектакля будет очень оригинальное название — «Ветер». Хочу поиграть с разными фенами, вентиляторами, веерами, показать, что ветер очень много всего делает на нашей планете.

— Идея ясна, что ж, желаю удачи! Расскажи, что тебе дало недавно оконченное обучение в Школе Театрального Лидера при Центре им. Вс. Мейерхольда?

— В школе мне дали бумажку, где написано, что я — профессиональный художественный руководитель театра. Горжусь теперь. Жду, когда мне театр дадут. А если серьёзно — я познакомился с огромным количеством талантливых людей. Зарядился их знаниями и энергией. Мы там в основном думали о реформе русского репертуарного театра, но как-то сам русский репертуарный театр активно не хочет себя реформировать. Такая патовая ситуация сейчас. Но я имею возможность проводить все эти реформы в рамках своего маленького театра.

Юрий Алесин— Созрели проекты по завоеванию мирового господства?

— Постоянно занимаюсь их выращиванием. Сейчас первый раз пробую себя в качестве продюсера. Пригласил к себе в «СНАРК» молодого режиссёра Галину Зальцман. Она ставит спектакль «Созвездие бродячих котов» по мотивам рассказов и стихов Джанни Родари — вскоре у театра «СНАРК» откроется краудфандинговый проект по сбору средств для спектакля на сайте Planeta.ru. А ещё мы с нашими друзьями из театра «Домик Фанни Белл» активно занимаемся подготовкой фестиваля «Карабас». Это фестиваль очень интересных детских независимых театров. Мы проводили его в пилотном режиме этой осенью, и поняли, что зрительский интерес есть. В дни весенних каникул с 28 по 30 марта мы снова устроим «Карабас» аж на трёх площадках. В Театре им. Вл. Маяковского, в Саду им. Баумана — там располагается «Домик Фанни Белл» — и в Саду «Эрмитаж», на площадке «Мамин Садик Seasons». Везде будут спектакли и для самых маленьких, и для тех, кто постарше. Ну а родителям, как всегда, будет интересно везде.

Саша СОЛДАТОВА

Об авторе >
Все статьи Саши >