Моему ребенку часто приходится слышать: «Ну, не будь букой», «Букам мороженое/пирожное/игрушки/шарики не покупают». У нас существует даже глагол «набучиться» или «бубучиться», который применяется в самых разных вариациях, но самое частое: «Давай не бубучиться». Поэтому, когда я сказала Ярославе, как называется спектакль, она сразу же поняла, о чем пойдет речь. Мама же (я, то есть) знала, что пьеса про «Буку» драматурга Михаила Супонина весьма популярна в самых разных уголках нашей родины и считается чуть ли не классикой советского детского театра. С такой фундаментальной подготовкой мы и пришли приобщаться к прекрасному в Домик Фанни Белл в Саду им. Баумана.

Атмосфера в Домике располагала к веселью. Дети, включая мою Ярославу, валялись на подушках и задорно шумели, ожидая начала истории — «смешной и неназойливо поучительной», как говорилось в афише. Наконец, занавес открылся. Под аккомпанемент человека-оркестра, с ног до головы увешанного разными музыкальными инструментами, появился Захар Хунгуреев, режиссер спектакля и заяц Бука в одном лице. Он злобно посмотрел на ушастый костюм, висевший перед зрителями, и скрылся в домике по центру сцены.

Тут стоит отдельно сказать об оформлении спектакля. Его создала очень талантливый и изобретательный театральный художник Лиза Дзуцева. Придуманное ею убежище зайца, например, крутится, тем самым постоянно меняя сценическое пространство. В один момент оно становится уютной комнаткой, в другой — тюрьмой, с прозрачными стенами и натянутыми веревками, напоминающими тюремную решетку. Отдельного восхищения заслуживают и костюмы персонажей, каждый раз задающие актёрам новые образы. Именно в этих стремительных перевоплощениях и состоит главная прелесть спектакля.

Борис Перцель и Рита Хангора исполнили роли веселой парочки, больших фантазеров и выдумщиков — Лаврушки и Барбариски. Они появляются на сцене вслед за зайцем и начинают балагурить, пытаясь развеселить непонятно на что обиженного Буку, всячески вовлекая в этот процесс юных зрителей. Этого им и надо! Дети с радостью «жужжат пчелами», «дуют ветром», «шуршат листвой», «волнуются морем» — словом, выполняют любые просьбы актеров. Из волшебного чемоданчика Лаврушки без конца появляются новые костюмы: веселая белочка, добрый медвежонок, дядюшка Поиграй и волк. Актёры отыгрывают каждый образ с особой тщательностью, демонстрируя первоклассную вахтанговскую школу (изначально спектакль ставился в мастерской Марины Александровны Пантелеевой в Театральном Училище имени Бориса Щукина). Их талантливая игра держит внимание зрителя на протяжении всего спектакля, заставляя забыть обо всех проблемах не только малышей, но и их беспокойных мам.

Конечно же, старания веселых друзей Лаврушки и Барбариски в финале венчаются успехом, заяц Бука не просто развеселится, но и подружится со всеми ребятами в зале, перехитрив вредного волка. Не знаю как семилетним, но Ярославе в ее 4,5 года спектакль пришелся явно по душе. В конце она, гордая выполненной миссией, заговорчески сказала: «Видишь, мам, Бука уже совсем не бучится. И я больше никогда не буду».

Евгения ОЗЕРНАЯ

Об авторе >
Все статьи Евгении >