Руководитель «Мастерской сторителлинга» актриса и режиссер Елена Новикова в конце мероприятия просила деток, чтобы они учились формулировать свои мысли. Собственно, за этим навыком и нужно приходить на мастерские в Центр им. Мейерхольда: повествование здесь идет в кристально чистом виде ‒ в форме монолога. Будто мама сказку перед сном рассказывает, только мама ‒ профессиональная актриса и одновременно обладает талантом Туве Янссон… И детей у нее наберется полный зал.

Мастерская проходит в пространстве кафе. Непринужденная обстановка выручила, когда маленькой Маше надоело слушать «как тетя говорит», и она решила разведать обстановку вокруг. Старший брат остался слушать с открытом от восторга ртом, а Маруся лазила по подоконнику, рвала салфетки, пила чай и занималась прочими важными детскими делами.

Брат Алеша слушал рассказ актрисы Анны Куненковой-Боголюбской о маленьком существе Кнютте. Родителей у сказочного героя не было, а тетушка так «хорошо» воспитывала малыша, что он боялся абсолютно всего: от незнакомых звуков до незнакомых детей. Те, кто читал книгу Туве Янссон издательства «Самокат», знают, что в конце повествования смелости малыша Кнютта можно будет позавидовать. В каждом ребенке есть немножко Кнютта, и мой пятилетний сын не исключение.

Алеша: Кнютт ‒ такой ребеночек. Он много плакал. В конце стал смелый и храбрый. Я тоже бываю как Кнютт: чувствую кого-то за спиной, оглядываюсь, а там никого нет. Злые злюки-невидимки чудятся.

Мама: Да, невидимку не поймаешь за хвост…

Алеша: Ха-ха! И за ухо не поймаешь!

Мама: Чего боялся Кнютт?

Алеша: Кнютт слышал звуки и думал, что страшная Морра вот-вот подойдет к нему и унесет в свой дом. Оказалось, что это Хемуль чай пил.

Мама: Что бы такого сделать, чтобы Кнютту не было страшно?

Алеша: Он запирал дверь, включал везде свет и залезал под одеяло. И все равно было ему страшно. А нужно было встать со своей кроватки и тихонечко посмотреть, кто там ходит. Вдруг там монстров никаких нет?

Мама: А вдруг есть?

Алеша: Ну, мамочка, там не монстр, а Хемуль на крылечке отдыхает.

Мама: И почему только люди боятся?

Алеша: Люди слышат ключ в замке, и думают: «Монстр пришел или воры зимой». Я вот не боюсь уже почти темноты. Но вообще страшновато было. Особенно в постели без игрушек. Кнютту нужно плюшевого мопса подарить моего. Нет, мопса я люблю… Давай, утром разыщем игрушку, положим в коробочку и по почте отправим. Ты напишешь: «Это Кнютту, в Муми-дол»?

Перед спектаклем дети писали письмо абстрактному грустному человеку. Пытались его повеселить. Рисовали солнышко, заполняли конверты, правда, времени ребятам на это серьезное дело отвели маловато. Зато дети сосредоточились и были готовы слушать о похождениях Кнютта.

После рассказа они вместе с Еленой Новиковой придумывали и разыгрывали свою собственную сказку. Моему ребенку из созидательного состояния было сложно переключиться в рассказчика, что удивительно: дома он буквально не умолкает. В «Мастерской сторителлинга» навыку говорения придают особое значение. Дети не всегда свои глубокие чувства и яркие впечатления стараются передать словами. Бывает, ленятся формулировать. Бывает, родители не просят. Им можно помочь. Как когда-то учили говорить первые слова, так можно научить и проговаривать впечатления: отделять зерна от плевел, выбирать самое красивое, вспоминать самое любимое и облекать в речь. На «Мастерских сторителлинга» я задумалась, как важно научить малыша правильно артикулировать и не бояться публичных выступлений. Еще важнее завести у ребёнка привычку красиво и богато формулировать свои мысли. И вот тогда можно тихо мечтать, что когда-нибудь эти самые драгоценные мысли появятся.

Сказка, сочиненная детьми на сторителлинге 23 февраля и записанная со слов Алеши.

«Жили-были дед и баба. Пошли они на рынок за арбузами, и вдруг пошел дождь из камней. Они спрятались под своими арбузами и побежали домой. Встретили арбузного великана. «Отдайте мои арбузы», ‒ сказал человек-арбуз. «Мы не можем, потому что вдруг ударит камень, и мы умрем», ‒ ответили баба с дедом. «Тогда принесите мне выкуп ‒ красный цветок. Я сделаю из него волшебное удобрение для своей бахчи», ‒ потребовал арбузный великан. «Пойдем все вместе», ‒ предложили бабка и дед. Они отправились за горы, за леса. Нужно было попасть на остров, они поплыли не на лодке, а на арбузной дольке, которую сделали из арбузного великана. Арбузики выбросили побеги и притянули лодку к горе. Цветок с горы сами они достать не смогли. Им помог снежный человек. Он жил на острове. Он знал секрет, взял цветок и сорвал. Потом все уплыли в арбузной дольке, а на снежного человека набросали лед, чтобы тот не растаял. Закончилось все хорошо: на остров снежный человек вернулся на вертолете. Вот и сказке конец, а кто слушал ‒ молодец».

Полина Гаврилова

Об авторе