Праздник Ивана Купалы, что отмечается в ночь с 23 на 24 июня, настолько древний, что даже историки затрудняются точно ответить, когда он возник. Однако традиция, в которой переплетаются языческие верования с христианским почитанием Иоанна Крестителя, жива и по сей день. Купальские песни, ритуальные костры, предание о загадочном цветке папоротника — настоящее чудо, как и теневой фолк-спектакль Андрея и Симы Пронькиных «Купаленка, ночь маленька».

Ярослава с самого утра не могла дождаться нашего похода в Московский театр кукол. Папа ей вечером сказал, что ночь на Ивана Купалу — древний языческий праздник, такой же древний, как и дочкино имя.

— Ярослава, — говорил наш папа, — означает «Прославляющая солнце».

— Почему? — смеясь, удивлялась Яся. — Меня что, зовут Солнцеслава?

— Вовсе нет! — папа, похоже, наслаждался своим всезнанием. — В древние времена люди верили в силы природы, и главным божеством было именно Солнце, Ярило. Отсюда и твое имя. «Яро» — сокращение от Ярило, а «слава» — от прославлять. Поняла?

Всю дорогу до театра Яся твердила про Ярилу и спектакль про древний праздник. И вот, наконец, мы оказались у входа в зал.

IMG_3472На сцене уже сидели актеры и, самозабвенно напевая купальские мотивы, плели венки из разбросанной повсюду травы. Зрители занимали свои места, некоторые с удовольствием присоединялись к нехитрому занятию с ароматными травами. Погружение в атмосферу языческого праздника после шумных московских дорог настраивало на поэтичный спектакль. Ухо привыкало к звукам диковинных инструментов (колокольчиков, гуслей, трещоток), с которыми искусно управлялась главный музыкант спектакля, Сима Пронькина. Все 45 минут фоном к происходящему звучит живая музыка, а чарующий голос, исполняющий странные напевы, завораживает не меньше самого зрелища.

Декорацией к спектаклю служит большая ширма, за которой установлен проектор. Герои этой теневой истории: мальчишка, который заблудился в поисках цветка папоротника, воришка, который, найдя разрыв-траву, овладел ее силой для своих злодеяний, девушки, собирающие цветы для венков и другой люд, прыгающий через костер, распевающий протяжные купальские песни. Режиссер спектакля Андрей Пронькин умело чередует персонажей и различные теневые техники, благодаря которым зритель узнает все новые и новые приметы и поверья, связанные с купальской ночью. Целый фольклорный мир, благодаря художникам спектакля Алёне Шелякиной и Анастасии Мелёхиной, расцветает на ширме причудливым цветком папоротника.

IMG_3474Актеры настолько увлечены происходящим, что просто невозможно не поддаться их игре. Звуки песен будят в глубинах памяти смутные образы, много поколений назад забытые и утерянные в суете времен, но оживающие здесь и сейчас, благодаря театру «Ученый Медведь».

Завершается спектакль восходом солнца. Все маленькие зрители надевают травяные венки и заходят за экран, становясь часть сказочного мира теней. Это очень красивое сценическое решение, плюс, детям страшно нравится махать родителям и водить хоровод в святая святых — на самой сцене. «Медведи» ждут зрителей от 6 лет, однако Ярославе в 4,5 года было интересно, а несколько ребят постарше явно скучали на этом празднике жизни.

Вышли мы из зала, конечно же, в венках. Яся сказала: «Ну вот, про Ярилу ничего не рассказали, зато мы, мам, такие красивые!». А потом я и Яся еще долго ехали домой по пыльным московским дорогам — с душистыми травами на голове, улыбаясь во весь рот.

Евгения ОЗЕРНАЯ

Об авторе >
Все статьи Евгении >