Фестиваль камерных семейных спектаклей «Карабас» для меня начался с премьеры Юрия Алесина «Кто утешит Кнютта?» по истории знаменитой финской сказочницы Туве Янссон. В главной и единственной роли Анна Куненкова-Боголюбская — молодая симпатичная актриса театра «Снарк», играющая ещё и в «Созвездии бродячих котов» Галины Зальцман, открывавшем фестиваль накануне.

Давно склонный к упрощению всего и вся, тут режиссёр довёл художественное решение спектакля до идеальной простоты. Одна симпатичная девушка, у неё один чемодан, один саквояж и один рюкзак — а что ещё, собственно, нужно. Но «Кнютт» на самом деле не так примитивен, как кажется. Чемодан не просто с двойным дном, а с целым Муми-долом внутри. Там спрятана волшебная книжка рисунков со множеством «секретиков»: выдвижными деревьями, прячущимися хатифнаттами и малышками Мю… С помощью этих картинок и пары самодельных кукол путешественница Фанни рассказывает историю про малыша Кнютта, который очень боялся темноты и других обитателей Муми-дола, но в один прекрасный день отважился на подвиг, спас малышку Скрютт от злобной Морры и обрел настоящего друга.

_MG_9513Застенчивые дети, словно маленькие Кнютты из сказки, сначала с недоверием смотрят на тётю-путешественницу, говорящую со странным акцентом. Но потом незаметно для себя втягиваются в спектакль, целиком построенный на общении с залом. Фанни все время обращается к зрителям, например, так: «Вот у меня скорлупа ореха-кракатука. Какой сказочный деревянный персонаж с удовольствием щёлкал орехи?». «Буратино!!!» — радостно кричит ей один из мальчишек. «Щелкунчик», — тихо пытаются возражать ему другие дети.

Поклонники творчества Янссон кидают морские камушки в шляпу, передают друг другу огромную красивую ракушку с Кнюттом внутри, изображают на сцене лес, а в финале получают по конверту, чтобы научиться писать настоящие бумажные письма. Ещё на спектакле 29 марта они помогли сочинить Кнютту такое вот письмо: «Дорогая Скрютт! Ты очень красивая. Я хочу с тобой знакомиться, дружить, играть и быстро прыгать. И хочу на тебе жениться». Идеальная схема развития отношений в нескольких строках — браво, дети! Малыши, кстати, показались Фанни гораздо креативнее своих пап, которые с большой неохотой вставали с подушек, чтобы помочь рассказчице. Однако один под конец раскрепостился и произвёл настоящий фурор, изображая крик Морры. Такой вот смелый папа:

_MG_9518«Кнютта» принял днём в своем помещении детский клуб «Мамин Садик Seasons» в Саду «Эрмитаж». Спектакль показали в большой светлой комнате, казалось бы, совсем не предназначенной для театральных представлений. А уже вечером, в театре «Домик Фанни Белл», с профессиональным светом, на настоящей сцене, прошёл моноспектакль питерского артиста Бориса Драгилёва «Сказки про глупых взрослых». Это единственная постановка в рамках «Карабаса», предназначенная не для детской аудитории — мы предупреждали! Но, как и ожидалось, на спектакль пришли разные зрители…

_MG_9531На сцене на самом деле ничего страшного, кроме взъерошенного Бориса (Боти — в детстве). И его не столь ужасного стульчика, с которого тот время от времени зачитывает забавные стишки. Еще актер рассказывает «сказки» современной писательницы Санрин Камелии, некоторые из них будто берет из собственного детства. По описанию звучит вполне безобидно, но фактически выступление Драгилёва — это квинтэссенция праха черного юмора. Отличного юмора от питерского меланхолика и мизантропа. Перед нами, вроде, взрослый мужчина, но на самом деле человек страдающий, не нашедший свою социальную маску. Сам он называет себя мимоходом «клоуном». В его сатирических рассказах высмеиваются все: перфекционисты, герои адюльтеров, трансвеститы, сексуальные маньяки… Словом, самые разные глупые взрослые, забывшие о том, что когда-то были детьми. Результат выступления — совершенно счастливые папы с детьми и пара мам зале с идеально круглыми глазами: «Ну ничего себе детский спектакль!». Видно, себя узнали.

_MG_9527Постановка больше всего напоминает модный сегодня «stand-up», хотя петербургский актёр называет себя «сторителлером». Правда, тут много историй, но строится всё, как и в «Кнютте», на живом общении с залом. Интерактив — типичная черта детских спектаклей, помогающая удерживать внимание неопытных зрителей, — взрослый спектакль моментально переводит в разряд развлекательного шоу. Замечу, шоу очень смешного: к концу выступления вялые щёчные мышцы изнемогают от боли.

Таким был мой второй день фестиваля «Карабас». Впереди, 5 и 6 апреля, ещё шесть спектаклей, о некоторых из которых расскажу во второй части своих бородатых записок.

Александра Солдатова